Разрыв между вузовским образованием и потребностями бизнеса — Почему Positive Technologies идет в образование — Сотрудничество с ДВФУ и «РусГидро» — Прогнозы и планы на 2024 г.
Как бы вы оценили российское вузовское образование в области кибербеза?
Я бы поставила вопрос по-другому и рассказала о разрыве, из-за которого систему образования часто критикуют. С одной стороны, у нас есть активно развивающаяся индустрия кибербезопасности, с другой — вузы. Российский кибербез уже давно разделяет дипломы, которые выдают вузы, и реальные навыки, которыми владеют выпускники. HR-специалисты, когда оценивают соискателя, в первую очередь смотрят на его умения, образование является второстепенным фактором. В нашей отрасли немало первоклассных специалистов, которые не имеют профильного образования.
Вузы помогают формировать фундаментальную базу — математика, программирование — и ставят мышление: умение самостоятельно искать информацию, системно смотреть на вещи и мыслить критически. Но потребность в кадрах сейчас закрывает сама индустрия, а не высшая школа. Бизнес организует стажировки, программы, буткемпы, в общем помогает соискателям формировать нужные навыки. И вот здесь возникает разрыв.
К тому же бизнес развивается бешеными темпами, технологии быстро становятся массовыми и так же быстро устаревают, компании должны поддерживать свою ИБ-инфраструктуру в актуальном состоянии. Образование — система гораздо более инертная, обучающие материалы часто не меняются десятилетиями. Найти решение этой проблемы пытаются уже лет 15.
Хороший пример есть в Германии: в нулевые в стране взяли курс на создание консорциумов из университетов, технологических компаний и научно-исследовательских организаций. И результатом деятельности университетов стало не только научное знание, но и появление высококонкурентных преподавателей, новых технологических решений, коммерциализация технологий. И если приехать, скажем, в Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена или Левенский католический университет, видно, что на уровне вуза в кооперации с индустрией разрабатываются конкурентоспособные технологии.
Альтернативную модель реализовали в США: в MIT, в Стэнфордском университете, в Калифорнийском университете в Беркли. Они научились создавать технологические проекты прямо внутри университетов: в Стэнфорде запустили более 2700 технологических стартапов, в MIT — около 2000.
Ваша оценка: насколько силен разрыв между вузами и бизнесом?
Я провела собственное мини-исследование на Standoff 101 — это наша конференция для тех, кто только начинает свой путь в сфере кибербезопасности. Я спрашивала у ребят, которые его посетили: «Понимаете ли вы, кем будете после вуза?». Так вот, 80% не смогли четко ответить на этот вопрос, они не представляют, чем конкретно занимается ИБ-специалист: какие задачи решает, какого рода атаки отражает и с помощью каких систем.
Но хорошие новости в том, что эту проблему стараются решать с обеих сторон. Например, мы в этом году запустили Школу преподавателей кибербезопасности. Ее цель — повысить квалификацию преподавателей. На первый же поток пришли 925 человек.
Также мои коллеги в Positive Technologies успешно реализуют программы стажировок, осуществляя подготовку талантливых молодых специалистов в контуре компании.
Почему Positive Technologies вкладывает ресурсы в сферу образования?
На данный момент у нас более 4000 клиентов и партнеров. И мы четко видим, насколько силен кадровый голод на рынке ИБ. По разным оценкам, индустрии не хватает от 7 до 100 тыс. человек. Вузы ежегодно готовят 4 тыс. человек по ИБ-направлению, колледжи — еще 4 тыс. По самым скромным подсчетам отечественному рынку необходимо усилить приток кадров по кибербезопасности, как минимум, в два раза.
Опросы наших клиентов показывают, что потребность в развитии компетенций сотрудников в области ИБ ощущают более 70%. При этом запрос корпоративного сектора на обучение специалистов гораздо более зрелый, чем то, что сегодня готов предложить рынок коммерческих образовательных программ. Сегодня ДПО в области ИБ предлагают чуть более 200 компаний. При этом чтобы полностью удовлетворить потребность бизнеса в обучении сотрудников, коммерческих образовательных организаций должно быть в 2–3 раза больше.
Один из наших главных фокусов — кратное увеличение в индустрии числа молодых специалистов с актуальными навыками в кибербезе. Программа работы с вузами включает несколько треков. Первый — Positive Technologies предоставляет вузам доступ к лабораторным стендам. Это дает студентам возможность потренироваться и увидеть, как функционирует кибербезопасность в реальных условиях. Второй — внедрение спецкурсов в бакалавриат и магистратуру. Так, например, появилась программа Positive Technologies с Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ).
По оценкам рекрутеров, на протяжении всего 2023 года вакансий специалистов по ИБ было стабильно больше, чем за аналогичные периоды 2022 г. Вероятнее всего, потребность в кадрах будет только увеличиваться. Это может быть связано с ростом объема российского рынка кибербезопасности. По данным «Центра стратегических разработок», в 2022 году он оценивался в 193,3 млрд рублей, а к 2027 г. его объем составит 559 млрд. рублей.
Расскажите подробнее об этой программе.
Проект был запущен коллегами еще до моего появления в компании. В 2022 году Positive Technologies, ДВФУ и «РусГидро» подписали соглашение об устойчивом развитии информационной безопасности на Дальнем Востоке. В рамках этого соглашения ведется подготовка будущих и повышение квалификации существующих специалистов «РусГидро».
Мы делаем ставку на партнерские программы. На базе МФТИ стартует подготовка AppSec-инженеров, совместно с Тинькофф (на базе Центрального университета) ведется подготовка специалистов SOC. Такой подход позволяет нам реализовывать две важные вещи. Первая — сами программы, ориентированные на самые свежие знания в отрасли. Вторая — удовлетворение спроса на кадры, когда наши клиенты и партнеры получают нужных им специалистов.
При этом программы ДПО – это лишь элемент большой системы подготовки кадров. И конечно, мы заинтересованы в том, чтобы в индустрии образования в кибербезе кратно увеличивался приток талантливых специалистов и в бакалавриат, и в магистратуру.
Вам приходилось отказываться от потенциального партнерства с вузами?
Далеко не на все заявки мы отвечаем «да», потому что порой сталкиваемся с отсутствием настоящей заинтересованности. Для некоторых образовательных учреждений важна формальная часть, т.е. они заинтересованы исключительно в том, чтобы заключить договор о сотрудничестве. Для нас же подписание таких бумаг — даже не в первой десятке интересов, мы не подписываем никаких соглашений, пока не увидим реального результата. Сначала пробуем, запускаем программу и оцениваем, насколько реален интерес со стороны вуза. А уже затем формально закрепляем успешное сотрудничество договором.
Наша цель — ежегодно выпускать на рынок молодых специалистов с таким набором знаний, чтобы отрасль была готова их нанять. Мы делаем всё возможное, чтобы студенты учились на актуальном материале и видели, как технологии работают в реальных условиях. Прямо сейчас образовательными инициативами Positive Technologies охвачено около 2800 студентов.
Наша цель — ежегодно выпускать на рынок молодых специалистов с таким набором знаний, чтобы отрасль была готова их нанять.
Если из этих 2800 студентов никто не придет работать в Positive Technologies, внутри компании образовательная инициатива будет считаться успешной?
Если благодаря нашей работе рынок получит 2800 качественных конкурентоспособных сотрудников, это будет высшей оценкой нашей работы. Звучит пафосно, но это действительно так. У нас нет задачи обязательно привести всех студентов работать в Positive Technologies. Мы хотим наполнить индустрию крутыми специалистами.
Ваш прогноз: как в ближайшие годы будет меняться сфера ИБ-образования?
Начну с концепции lifelong learning, которая уже стала нормой — все понимают, что мы не можем опираться на знания, которые получили в высшей школе. Сегодня человек за жизнь в среднем меняет восемь видов деятельности — не должностей, а именно видов деятельности. Нужно быть готовыми учиться всю жизнь, переходить из одного направления в другое. И здесь я вижу два тренда.
Первый — появятся программы по всей кривой обучения, то есть ДПО ждет настоящий расцвет. Сегодня ИБ-индустрия нуждается в специалистах SOC, экспертах по безопасной разработке, пентестерах, багхантерах, антифрод-аналитиках.
Самые востребованные ИБ-направления для ДПО на ближайшие годы:
- Специалист SOC
- Аналитик ИБ
- Специалист по безопасности веб-приложений
- Специалист по сетевой безопасности
- Администратор систем безопасности
- Инженер по ИБ
- Пентестер
- Багхантер
- Антифрод-аналитик
- Программист систем защиты информации
- Архитектор ИБ
- CISO
Второй — нас ждут изменения в области управленческих программ. В учебных планах для представителей менеджмента темы на стыке технологий и бизнеса появились относительно недавно — не более 10 лет назад. Произошло это, когда стало очевидно — изменения бизнес-моделей лежат в области технологического развития. В связи с увеличивающимся количеством кибератак, которые управленцы испытывают на себе и своих компаниях, становятся актуальными новые знания: начиная с того, как реагировать на кибератаки и взаимодействовать со злоумышленниками и заканчивая тем, почему кибербезопасность — неотъемлемая часть управления и развития бизнеса. Я жду, что в ближайшие годы произойдет пересмотр управленческих программ с учетом ИБ-специфики. Например, появятся модули по киберустойчивости, реагированию на инциденты и влиянию кибербезопасности на бизнес.
Каковы планы Positive Technologies в области образования на 2024 год?
Мы находимся в партнерской позиции по отношению ко всем участникам образовательной индустрии — государственным и корпоративным университетам, онлайн-школам. Все представители этой экосистемы нас потенциально интересуют. Мы будем двигаться в четырех направлениях:
- Вузы — спецкурсы PT или запуск совместных программ.
- Онлайн-образование или ДПО — кооперация, чтобы совместно создавать программы в области кибербезопасности для представителей отрасли.
- Преподаватели — работа нашей «Школы преподавателей кибербезопасности» и запуск других программ.
- Бизнес-школы и корпоративные университеты — обогащение их программ своей экспертизой.
Я не верю в программы спонсорской поддержки вузов, расцвет которых был 5–7 лет назад. Некоторые из крупных компаний сейчас пересматривают этот подход — кто-то просто отказывается финансировать свои программы обучения, а Тинькофф, например, запустил собственный STEM-университет. Важно, чтобы любая запускаемая программа была устойчива — то есть вуз должен уметь поддерживать ее долгосрочно и в каком-то смысле занимать предпринимательскую позицию: формировать спрос на эти программы.